История психоанализа в России (часть 1) |
Части: | 1 | 2 |
|
ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА В РОССИИ
Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. и авт. вступ. ст. В. М. Лейбин.– М.: Республика, 1994. Когда говорят, что будущее непредсказуемо, то это воспринимается как нечто нормальное, связанное с пониманием тех трудностей, которые неизбежно возникают перед человеком, задумывающимся над грядущим. Но если говорят о непредсказуемости прошлого, что подчас имеет место по отношению к истории России, то это невольно наталкивает на грустные размышления. В самом деле, почему многие исследования предшествующих десятилетий не только не отражали реальную картину истории России, но и прямо искажали ее? И если бы в этом были повинны отдельные личности, то речь могла бы идти о некомпетентности ученых, их неспособности обнаружить под грудой фактов зерна исторической правды. Но в том-то и дело, что на протяжении ряда десятилетий мистификация прошлого была неотъемлемой частью многих исторических исследований, авторы которых сознательно или бессознательно предпочитали говорить правду прежде всего (но не только) в зависимости от санкции класть имущих. Сегодня непредвзятый взгляд на реальные события прошлого позволяет воссоздать в памяти драмы и трагедии, разыгравшиеся на подмостках российской действительности, и заново переосмыслить их. Воссоздание истории приобретает тем большую ценность, чем глубже ощущается потребность в понимании того, какое прошлое предшествовало нынешнему положению вещей, какие утраты понесла русская культура во время насильственного насаждения единомыслия. И все же находящиеся иве пределов официального признания психоаналитические идеи так или иначе проникали в сознание тех, кто самостоятельно пытался разобраться в сложных проблемах бытия человека, его мышления и поведения. Эти идеи привлекали к себе внимание не только потому, что; как говорится, запретный плод сладок, но и в силу того, что проблематика бессознательного, являющаяся центром психоаналитических исследований, постепенно включалась в орбиту различных сфер научного знания к художественного восприятия реальности. И как только господствовавшие долгое время стереотипы и клише рухнули, психоанализ оказался вовлеченным в круговорот страстей, захлестнувших Россию. В конце 80 – начале 90-х годов многие издательства выплеснули на книжный рынок значительное количество переводов работ Зигмунда Фрейда (1856–1939) – основателя классического психоанализа. Появились также переводы трудов К.-Г. Юнга, Э. Фромма и других зарубежных ученых, внесших значительный вклад в переосмысление психоаналитических теорий. Драматическая судьба русского психоанализа в большей степени известна некоторым зарубежным специалистам, интересующимся историческими событиями в России периода 20–30-х годов, нежели отечественным ученым. И в этом нет ничего удивительного, поскольку зарубежные исследователи имели возможность почерпнуть необходимую им информацию из различных источников и довести ее до читателя, в то время как отечественные ученые в лучшем случае на свой страх и риск по крупицам собирали исторический материал, часто находящийся “за семью печатями”. Обращение к истории развития психоанализа в России позволяет лучше понять ту идейную канву, которая обрамляла русскую мысль на протяжении ряда последних десятилетий, придавая ей особый колорит. Раскрытие процессов ее превращения в заколдованный мир единомыслия с его неизменными атрибутами, лозунгами и символами и, напротив, возвращения к подлинным истокам духовности – задача отнюдь не простая. Она требует значительных усилий по осмыслению природы этого мира и расшифровке языка социального бессознательного, превалирующего в нем. Рассмотрение перипетий истории русского психоанализа, несомненно, может внести дополнительные штрихи в общую палитру идейных исканий, проникающих по ту сторону того образа мышления и действия, который породил несчастное сознание, находящееся под пятой социального бессознательного. Но как это ни парадоксально на первый взгляд, неадекватное воспроизведение исторической истины характерно и для тех, кто жил и работал за пределами общества, часто именуемого тоталитарным. Речь идет в первую очередь о зарубежных историках науки, проявляющих профессиональный интерес к России, русскому психоанализу, но оказавшихся бессознательно включенными в круг иных стереотипов, носящих на себе печать западничества. Того западничества, которое воспринималось как вторжение чужеродных представлений о бессознательном в мысль и культуру России. Развенчание западнических стереотипов предполагает рассмотрение проблематики бессознательного в истории русской философии, психологии, педагогики и медицины. Освещение этого вопроса нашло отражение в работе “Фрейд и Россия”, подготовленной мною в начале 1991 года, но, к сожалению, пока не опубликованной в силу финансовых затруднений, характерных ныне для многих издательств. В рамках изложения материала, связанного с историей психоанализа в России, достаточно, пожалуй, подчеркнуть то обстоятельство, что представления о бессознательной деятельности человека содержались во многих исследованиях отечественных авторов до того, как возникло учение Фрейда. Более того, многие идеи, оказавшиеся в центре классического психоанализа, параллельно и независимо от Фрейда неоднократно высказывались русскими авторами. Как это ни удивительно для исследователей, находящихся под влиянием западнических установок, некоторые идеи, касающиеся проблематики бессознательного и выросшие на российской почве, органически вошли в арсенал размышлений Фрейда о человеке, будь то его постулаты об агрессивности, инстинкте смерти или психологии как “палке о двух концах” (Ф. Достоевский). Все это свидетельствует, что история развития психоанализа в России до сих пор является не проясненной до конца. Раскрытие взаимосвязей между учением Фрейда и русской культурой требует пересмотра некоторых представлений, выдвинутых в рамках классического психоанализа и канонизированных наиболее видными его приверженцами. Даже такой, казалось бы, простой вопрос, как о первом упоминании имени Фрейда в русской печати, получает обычно неверный ответ. Широко распространено мнение, что Фрейд стал известен в России с 190 года, когда впервые на русском языке была опубликована его работа “О сновидениях”, представляющая собой краткое и популярное изложение идей, содержавшихся в его монументальном труде “Толкование сновидений”, вышедшем в свет в конце 1899 года, но датированном 1900 годом. Между тем имя Фрейда впервые появилось в русской печати еще до того, как он выдвинул свои психоаналитические идеи. Это произошло в 1884 году, когда в еженедельной медицинской газете “Врач” была опубликована статья Л. О. Даркшевича (1858-1925) – основателя казанской неврологической школы, директора Третьего московского медицинского института, а также Московского областного научно-исследовательского клинического института. В данной статье Л. О. Даркшевич сообщал русским медикам о работе, выполненной Фрейдом в лаборатория профессора Мейнерта. Речь шла о предложенном Фрейдом способе окраски хлористым золотом препаратов для исследования центральной нервной системы с целью изучения нервных волокон. Молодой Даркшевич, в 1882 году окончивший Московский императорский университет и получивший звание лекаря, год спустя поехал учиться в Вену, где специализировался в области изучения анатомии мозга в лаборатории профессора Мейнерта. Там он и познакомился с Фрейдом, с которым на протяжении ряда лет поддерживал дружеские отношения вплоть до того периода, когда между ними появились идейные разногласия. Достаточно сказать, что они вместе были в Париже у знаменитого французского психиатра Ж. Шарко, возглавлявшего клинику в Сальпетриере, а впоследствии, когда Даркшевич возвратился на родину, Фрейд посылал ему свои работы с дарственными надписями. Работая в лаборатории Мейнерта, Даркшевич имел возможность познакомиться с новым способом окраски препаратов, предложенным Фрейдом. На данный способ Фрейда можно было смотреть как на вспомогательное средство при исследовании хода волокон в нервной системе. Даркшевич счел необходимым познакомить своих коллег в России с интересной работой Фрейда, изложение идей которой и было им сделано с согласия автора в газете “Врач”. Так впервые в 1884 году русские врачи услышали имя Фрейда, которое лишь два десятилетия спустя стало ассоциироваться с психоаналитическим учением. Другое дело, что именно благодаря своим психоаналитическим взглядам на человека и культуру Фрейд добился мирового признания и вошел в историю науки. Только в последние десятилетия в различных странах мира историки науки заговорили о заслугах Фрейда, связанных с разработкой им неврологических идей и использованием кокаина как обезболивающего средства при глазных операциях, т. е. с той работой, которая осуществлялась им до возникновения психоанализа, о которой он предпочитал умалчивать в годы своего психоаналитического триумфа. Известно, что Фрейд стал врачом-невропатологом вопреки своим внутренним побуждениям. Обстоятельства жизни, связанные с необходимостью поиска надежных источников материального достатка, вынудили его покинуть стезю возможной академической карьеры и заняться клинической деятельностью. С целью совершенствования методов лечения нервнобольных он предпринимает поездки не только в Париж (1885) к Ж. Шарко, но и в Нанси (1889) к одному из ведущих специалистов того времени по гипнозу – И. Бернгейму. Причем первые годы работы Фрейда в качестве практикующего врача-невропатолога были отмечены его интересом к различным способам лечения больных, начиная от гипноза и кончая водо- и электротерапией. И наконец, совместная с венским врачом И. Брейером работа над книгой “Исследование истерии”, опубликованной в 1895 году, вплотную подвела Фрейда к тем идеям, которые знаменовали собой открытие психоанализа. Встретив вначале сопротивление в академических и медицинских кругах Вены, психоанализ постепенно перерос национальные границы и обрел своих приверженцев в различных областях естественно-научного и гуманитарного знания. Из маленького кружка единомышленников Фрейда, собиравшихся в его венском доме для обсуждения выдвинутых учителем постулатов, гипотез и концепций, психоанализ превратился в широкое идейное движение с центрами и институтами в Австрии, Германии, Англии, Швейцарии, Франции, США и ряде других стран мира. В канонизированной истории развития психоанализа Россия редко упоминается в качестве страны, где психоаналитическое учение получило сколько-нибудь весомую поддержку. Напротив, Россия и психоанализ рассматриваются обычно как идейно несовместимые друг с другом, ибо постреволюционное общество в России относилось к типу закрытых, подавляющих свободу мысли, в то время как психоанализ ассоциировался с индивидуально-личностным освобождением от различного рода иллюзий, догм, стереотипов. Между тем история восприятия психоанализа Россией не столь однозначна, как это представлено в канонизированных исследованиях, акцентирующих основное внимание на взаимосвязях между западной культурой и распространением в ней психоаналитических идей. В том-то и дело, что в начале XX века Россия оказалась одним из немногих центров, наряду с Австрией, Германией и Швейцарией, где психоанализ не только обрел своих сторонников, но и получил творческое развитие. Во Франции и США, являющихся сегодня Меккой психоаналитического движения, теория и практика психоанализа получили широкое распространение намного позже, чем в России. Другое дело, что дальнейшая судьба психоанализа в России оказалась весьма драматичной, как, впрочем, и постреволюционное развитие страны в целом. Но это отнюдь не исключает восстановления исторической истины, свидетельствующей о широком распространении психоаналитических идей, имевшем место в России в начале XX столетия. Как уже упоминалось выше, работа Фрейда о сновидениях была опубликована на русском языке в 1904 году, в то время, когда во многих странах мира большинство ученых даже не знало о существовании психоанализа. В течение последующих десяти лет, вплоть до начала первой мировой войны, в России были изданы многие работы Фрейда и примыкающих к нему психоаналитиков, включая К. Абрагама, А. Адлера, Г. Закса, О. Ранка, В. Штекеля. В России 20-х годов также неоднократно публиковалась зарубежная психоаналитическая литература. На русском языке были изданы практически все основные труды Фрейда. Ни в одной другой стране мира работы Фрейда не переводились столь интенсивно, как в России 20-х годов. Более того, Россия оказалась не только благоприятной почвой для восприятия психоаналитических идей, но и одним из немногих центров позитивной разработки теории и практики психоанализа. Речь идет о русском психоанализе, становление и развитие которого имело многообещающие перспективы. К сожалению, постреволюпионная идейная борьба, инициированная политическими лидерами и отразившаяся на развитии отечественной науки, не только перечеркнула перспективы русского психоанализа, но и под знаком противостояния “буржуазной идеологии” фактически устранила психоанализ из России, сделав его объектом непримиримой критики на протяжении шести десятилетий. Как конкретно это произошло, и почему многие русские ученые были вынуждены отвернуться от психоанализа – особый вопрос предполагающий обстоятельное рассмотрение политической культуры России 30-х годов. Единственное, что стоит отметить, так это ту причину, в силу которой психоанализ оказался одной из первых жертв идеологизации и политизации науки в постреволюционной России. Причина эта, на наш взгляд, состоит в том, что исследования психологических механизмов функционирования бессознательного, проводимые в те годы русскими психоаналитиками, невольно затронули скрытые пружины политических страстей, разыгрывавшихся на Олимпе власти и способствовавших порождению массовой истерии среди участников российской трагедии. Не останавливаясь подробно на всех перипетиях развития и запрещения психоанализа в России, есть смысл все же сделать краткий экскурс в историю, чтобы тем самым представить читателю возможность ощутить временные рамки распространения психоаналитических идей в нашем отечестве. И не только ощутить историческое время, погружение в которое требует некоего отрешения от проблем, тревог и забот сегодняшнего дня, но и прочувствовать, понять и оценить великомученичество русской мысли, высекающей искры гениальных прозрений под ударами молота беспринципных политических кампаний по наковальне зерен познания, накопленных в сокровищнице мировой культуры. Прежде всего следует иметь в виду, что в дореволюционный период идеи Фрейда нашли отклик среди части русских ученых, имевших возможность ознакомиться с теоретическим и клиническим психоанализом как во время заграничных командировок, так и в процессе осмысления результатов психоаналитических исследований, опубликованных на страницах зарубежных и ряда отечественных журналов, включая “Психотерапию”, “Современную психиатрию”, “Журнал нёвропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова”. Распространению психоанализа в России в значительной степени способствовали такие теоретики и клиницисты, как М. Асатиани, Л. Белобородов, Н. Вырубов, М. Вульф, А. Залкинд, Ю. Каннабих, В. Лихницкий, Н.Осяпов, А. Певницкий, Т. Розенталь и другие. |
|
Части: | 1 | 2 |