Трансперсональная психология - научное мировоззрение

В раздел

На главную

Части: 1 2 3 4 5 Словарь терминов
 

В настоящее время в нашей стране в рамках данного направления психотерапии создана Международная ассоциация свободного дыхания, которая вот уже несколько лет организует международные конференции, школы, тренинги, выпускает большое количество литературы.

Свободное дыхание возникло как синтез различных методик, использующих связное осознанное дыхание (ребефинг, вайвейшн (*7), голотропная терапия и др.). Специалисты, использующие эти психотехники, называют их интегративными. Это понятие было введено в ребефинге Дж.Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связного дыхания - слияния части с целым. При этом частью является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, запретное желание и др.). В процессе (*8) связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности, то есть происходит интеграция этого материала. Тот материал, который в прошлом был оценен как вредный, опасный, болезненный, греховный и так далее, переоценивается, и возникает возможность извлечь из него пользу. Происходит восстановление целостности сознания: та энергия, которая до этого в огромном количестве уходила на подавление, высвобождается и становится доступной личности для радости, любви, творчества, расширяется реальное поле выбора.

Интеграция - эффектный термин, но следует признать, что в любой технике психотерапевт стремится объединить разрозненное в целое, добиться интеграции.

Непрерывное связное дыхание, которое лежит в основе свободного дыхания, имеет аналогии в других древних психотехниках, в ритуалах шаманов, но механизмы данных методов не объяснены. Техника внешне проста: проводится серия инструкций о дыхании, о том, как дышать, как слышать музыку. Дышащие укладываются прямо на голый пол и при сопровождении музыки начинают связно дышать, как показал инструктор. Человек спонтанно должен довериться голосу своего внутреннего естества, своему организму, должен быть расслабленным, раскрепощенным, не должен пугаться внутренних ощущений, относиться к ним с легким любопытством, без анализа, без попытки это интерпретировать. "Пусть все идет своим чередом, наше тело умнее нашего разума, будьте спонтанны, - учит инструктор, - смейтесь, плачьте, умирайте и входите в измененные состояния сознания".

Разница между большинством видов психотерапии и работой в техниках свободного дыхания под наблюдением напарника и инструктора заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний пациента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в техниках свободного дыхания возникает внутри самого клиента и скорее поощряется, чем направляется ведущим. Считается, что у пациента существует нечто типа внутреннего радара, который находит наиболее подходящее, органичное переживание в каждый данный момент.

В трансперсональной психотерапии возник термин измененных или расширенных состояний сознания. Термин условный, разные специалисты вкладывают разные представления в его определение. В европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания, говорят о расширенных, гипнотических, психоделических, трансовых и иных состояниях. К этим состояниям относят состояние болельщиков, которое они испытывают, когда команда выиграла, и они готовы обнять весь мир, состояние моржующихся, бегунов, делающих пробежки по утрам. В этот разряд относят даже сон, состояние влюбленности, считая его специфическим, раз влюбленный видит мир и предмет своей любви в розовых красках. Считают, что эти состояния объединяет физическое чувство удовольствия, что людям, испытывающим это состояние, мир видится в других красках, без внутренней тревоги, наступает чувство гармонии, радости.

Делаются попытки классификации этих состояний, но приходится признать, что "определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественную разницу между ними". Другие специалисты считают, что расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитации и других способах достижения измененных состояний сознания, также отличается от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя и наркотических препаратов.

Методы техник свободного дыхания включают также такой аспект, как работа с аффирмациями (*9) - нахождение какой-либо ограничивающей неосознанной мысли, перевод ее в положительное, высвобождающее утверждение и многочисленное повторение ее. Процесс работы с аффирмациями основан на концепции "мысли творят реальность".

Первоначально С.Гроф работал в русле традиционного психоанализа, подвергая фрейдизм значительной реконструкции. После того, как С.Гроф перешел к использованию новых методов, было замечено, что извлечение психологического конфликта из глубин психики происходит значительно быстрее, чем при психоаналитической беседе. Если в классическом психоанализе на его выявление уходят месяцы, а подчас и годы, то в техниках свободного дыхания это возможно за несколько сеансов. При этом ученый натолкнулся на глубинные уровни, определяющие личность как таковую, переживания пациентов обрели трансперсональный характер, сходный у всех пациентов, несмотря на разные жизненные ситуации, истории болезни. Оказывается, в подсознании можно обнаружить некие кладовые памяти, которые не обнаруживают своих сокровищ в обычном состоянии. Человек способен вспомнить всю свою жизнь, вызвать из глубин подсознания такие картины, которые, казалось бы, никогда не гнездились в активной памяти. Активное сознание не имеет никакого представления об этих драмах и психических травмах, но бессознательное хранит любую зарубку.

Человек воспроизводит всю свою жизнь, начиная от тайны рождения. Двигаясь еще дальше по шкале времени, он способен увидеть и предшествующую смерть, за которой и последовало новое воплощение. В сессиях человек проходит стадии агонии, смерти и повторного рождения. Драматические переживания самого разного рода происходят с такой живостью, реальностью и интенсивностью, какие могут сравниться с обычным восприятием материального мира или превзойти его. Хотя зрительный аспект этих эпизодов стоит на первом месте, но вполне реалистичные переживания могут быть и во всех других сенсорных областях. Иногда могут слышаться отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, целые музыкальные последовательности. Интенсивная физическая боль и другие соматические (*10) ощущения или отчетливые вкус и запах могут доминировать в переживании, иметь в нем важную роль.

Как пример привожу описание процессов в технике ребефинга с использованием музыки моей пациентки Н.

1-й процесс.

Ощущение, что через макушку головы вливаются различные цвета. Ощущение себя как маленькой яркой точки-звездочки, сидящей на краю земли. Вокруг мириады звезд, галактик. И потом ощущение себя как бы внутри этого мироздания, ощущение радости оттого, что ты - это частица Космоса, как Космос - это частица тебя. Я и Космос едины. Ощущение того, что дыхание мое сливается с дыханием Космоса, ощущение единого ритма, единой вибрации. Радость, счастье от этого.

Я - монах в Китае, очень высокий. Желтая одежда, длинная коса. У меня есть брат-близнец. Мы направляемся в храм на берегу озера. Водоем в форме квадрата.

2-й процесс.

Тема: "Почему я встала на путь целительства?".

Я ощутила себя маленьким тибетским мальчиком, мне лет шесть-семь. Иду по долине по высокой траве по пояс, вокруг высокие горы, постепенно поднимаюсь по тропинке все выше. Подхожу к келье у подножия какого-то склона. В келье сумрачно. В углу на жестком ложе лежит старик в белой одежде, у него большая белая борода. Ему очень плохо, так как у него больное сердце. Я подхожу к старику, подаю ему лекарства, которые сам приготовил, - это настои трав. Старик пьет, но ему не помогает, и он умирает. Я хочу научиться тому, как помогать людям, хочу знать, как бороться со смертью. В слезах я выхожу из кельи. Я совсем одинок. С чувством отчаяния, беспомощности, что не смог, не сумел помочь старику, иду по тропинке обратно на луг. Вдали вижу людей, собирающих травы, на горе виден монастырь, в который я направляюсь.

Потом я вижу себя юношей, сидящим с книгой перед учителем. Осознание того, что я уже могу помочь, приходит ко мне, что я знаю, что и как делать. Затем я вижу себя в отдельной келье. Передо мной в плошке горит огонь. Вокруг много книг, одну из них я читаю, но букв не вижу. Позже я готовлю настои из трав. Около меня два ученика - маленькие мальчики, которым я показываю, как готовятся лекарства.

Вижу себя в медитации на высокой горе. Появляется ощущение единства с космосом, с Высшим разумом. Но само состояние можно выразить как полное спокойствие. Осознание величия этого единства.

Мне говорится, что нужно идти по пути знания и света. Меня опять охватывает чувство радости.

3-й процесс.

Ощущаю себя балериной, но чувствую, что у меня сломаны ноги. Они все искорежены. Я танцую только руками. Встать, сколько бы я ни пыталась, не могу. Чувство бессилия, отчаяния, что я уже никогда не смогу танцевать. Страшная боль в ногах, их скручивает, сводит. Ощущение такое, что каждая косточка сломана.

4-й процесс.

Ощущение практически то же, что и в прошлом процессе, но ноги уже начинают шевелиться, в них появляется тепло. Ощущение того, что кости все целы, и я скоро смогу танцевать.

5-й процесс.

Ощущения те же, что и в предыдущем процессе, и что я скоро смогу танцевать. Я поднялась и начала танцевать. Провела полную разминку: все проходы, повороты, прыжки. У меня все получилось, ура! Радость и чувство счастья опять охватили меня. Потом я устала, но ощущение радости не покидало меня.

Увидела себя в каком-то зале рисующей. Затем подошла к роялю и заиграла, начала петь. Было ощущение, что если я спою все верно, не фальшиво, то сразу вспомню, кто я, откуда и зачем. Но голос постоянно срывался. Я была в отчаянии, кто же мне сказал, что я могу и буду петь, что у меня оперный голос. Это же просто бред, я ничего не могу, ничего не умею. Разнообразно модулируя голосом, я старалась петь, но голос срывался. Пыталась петь "Аве Мария", но ничего не получалось, тут чей-то чистый голос подхватил мелодию и повел меня за собой. У меня наконец-то получилось! Успокоилась, но чувство удовлетворения ко мне не пришло.

Потом ощутила себя тибетским монахом-воином. Я отрабатывала разнообразные удары руками, ногами, головой. Вырывались воинственные крики "ха!", и, мне кажется, это пугало окружающих. Испытывала чувство некоторого странного отчуждения от всего, что все как бы идет мимо меня и меня не касается. Я - этакий чурбан с глазами - полное отсутствие эмоций, ледяное спокойствие и уверенность в своих силах.

Бой. Ощутила, что меня смертельно ранили в живот. В области груди ощущение, что меня как бы проткнули мечом или пикой. Я потеряла своего брата-близнеца. В момент смерти я ощутила, что он где-то рядом, но помочь я ему уже не смогу, он тоже погибает. Чувство одиночества, и все исчезло.

Заметки психотерапевта: В этом процессе Н. вела себя очень активно, встала и стала проводить разминку у воображаемой перекладины, а потом стала танцевать, да так искусно, что невозможно было поверить, что никогда в этой жизни она не обучалась никаким видам танца. Она принимала позиции, делала классические па. Я пригласила в зал коллег-психотерапевтов, которые в данное время находились в Центре клинической психотерапии, все были очарованы и удивлены.

 

 
Части: 1 2 3 4 5 Словарь терминов

В раздел

На главную

Hosted by uCoz