|
Составитель и редактор Джон Уэлвуд. Боулдер, 1983. Перевел H.В. фон Бок.
(В 1998 г. эта книга была издана минским издательством "Вида-H" под
названием "Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к
лечебному процессу" "Составитель В.Хохлов, 1998".
ISBN 985-6327-12-1; УДК 615.851+159.9; ББК 53.57+88)
ГЛАВА 8
Джон Уэлвуд. ДРУЖБА С ЭМОЦИЯМИ
Эмоции представляют собой наиболее обычные
переживания, при которых нами
движут силы, кажущиеся уже неподвластными
нашей воле. Как таковые, они
считаются одними из наиболее смущающих и
пугающих явлений повседневной
жизни. Люди часто относятся к ним как к чему-то
вредному или угрожающему;
однако неспособность прямо и
непосредственно переживать эмоции
подрывает
душевное здоровье и благополучие.
Как могли бы мы подойти к эмоциям с большей
прямотой и бесстрашием?
Способны ли мы когда-нибудь подружиться со
своими эмоциями и принять их как
часть нас самих? Почему в нашей культуре так
трудно прийти к согласию с
эмоциями? В чем заключается различие между
бесполезным блужданием в
эмоциональных кругах и работой с эмоциями в
более здоровом подходе?
Возможно ли углубиться в эмоции, пойти им
навстречу, взглянуть на них
прямо, увидеть их такими, каковы они есть,
так, чтобы позволить им
расширить наши ощущения при помощи своей
энергии? Можно ли нам благодаря
эмоциям глубже почувствовать то, что мы
такое? Если мы сумеем разрешить
себе чувствовать просто то, что мы
действительно чувствуем, вместо того
чтобы реагировать против этого переживания,
осуждать его, пытаться
манипулировать им, подавлять его, мы, может
быть, выработаем в себе большую
уверенность при встречах с трудностями и
ударами жизни.
Эмоции в западной психологии
Предмет эмоций оказывается одной из самых
запутанных глав современной
психологии. Любой желающий изучить эмоции
по трудам западной психологии
обнаруживает в теориях эмоций, их
возникновения и значения такое обилие
противоречий, что приходит в полное
замешательство. Джеймс Хилмэн в конце
своего кропотливого исследования этих
теорий смог прийти только к такому
заключению: "Проблема эмоций, до каких бы
пределов она ни расширялась,
остается вечной и невыразимой в словах".
В истории западной культуры существовал
период, когда к эмоциям относились
с недоверием и презрением, считая их чем-то
чуждым, "другим", отдельным от
нас. Hачиная с Платона, "страсти" обычно
рассматривались как наша "низшая
природа". Точка зрения на источник
страстей, высказанная Фрейдом, где этим
источником названо "оно", или
первобытный хаос, котел, в котором бурлит
возбуждение, еще более затрудняет
дружественный подход к эмоциям и приятие
их в качестве части нас самих. Взгляд на
эмоции как на нечто примитивное и
чуждое представляется классической точкой
зрения Запада; он вносит
разделение между нами и эмоциями и являет
собой резкую противоположность
медитативному подходу, который считает, что
как раз наша отчужденность от
эмоций делает их столь неконтролируемыми и
самовластными.
Дуалистическое отношение к эмоциям,
видящее в них нечто "чуждое", может
привести к стараниям избавиться от них при
помощи импульсивного их
выключения или подавления. Однако ни один
из этих стратегических приемов не
позволяет нам переживать свои эмоции
такими, каковы они есть, встречать их
лицом к лицу. Уклонение от эмоций и их
подавление часто лишь удерживают нас
в состоянии отдельности от них.
Прежде чем исследовать вопрос о том, как
работать с эмоциями по-иному,
важно понять, что такое эмоции и как они
обычно возникают.
Спектр глубинной энергии
Жизнь наших чувств обладает целым спектром
выражений - от глобального и
диффузного до острого и напряженного. Этот
спектр энергии чувств можно
изобразить графически в форме конуса с
широким и глубоким основанием; по
мере того как мы приближаемся к вершине,
очертание конуса становится более
узким и напряженным.
эмоции
чувства
глубинное самочувствие
глубинная жизненность
Все наши чувства и эмоции произрастают из
глубинного жизненного потока,
текущего сквозь нас. Биолог Рене Дюбо
описывает эту глубинную жизненность
как некое животворное чувство,
сохраняющееся под поверхностью всех
подъемов
и падений внешних обстоятельств:
"Большинство людей находится под властью
иллюзии относительно переживания
жизни: они полагают, что могут быть
счастливы только в том случае, если
происходит что-то особенно приятное. Как ни
странно, существует лишь одна
известная мне фраза для выражения того
факта, что жизнь сама по себе
хороша, что хорошо уже просто быть живым...
Это французское выражение
"радость жизни". Фраза "радость
жизни" означает только то, что просто
быть
живым - необыкновенное переживание. Каждый
может увидеть качество этого
переживания, наблюдая за маленьким
ребенком или за молодым животным во
время его игры весной. Вам совершенно
неважно все, что происходит, кроме
того факта, что вы живете. Это не значит, что
вы очень счастливы тем, как
живете; вы можете даже страдать; но просто
быть живым - это само по себе
особое качество".
Hаша глубинная жизненность есть также
источник нашей восприимчивости и
нежности. Поскольку мы фундаментально
открыты и восприимчивы к жизни, мы
оказываемся уязвимыми. Hаша мягкая кожа,
тонкая деятельность органов
чувств, мозга и нервной системы - все это
рассчитано на то, чтобы открыть
доступ миру. Чувство и эмоция - то, что
возникает в ответ на этот вход
мира.
Hаша жизненность - не только источник чувств;
она вместе с тем содержится
внутри них, как вода, будучи колыбелью жизни,
одновременно является
универсальным элементом всех живых тканей.
Подобно земле, наше ощущение
жизненности окутывает и питает нас особыми
чувствами, растущими из его
почвы. Подобно вдыхаемому воздуху,
оживляющему все тело свежим источником
энергии, наша жизненность обеспечивает
открытым пространством ядро чувств,
и это всегда предохраняет эти чувства от
тотальной неподвижности или
плотности. И подобно огню, наше чувство
жизненности обладает всеобъемлющим
теплом. Установить связь с этой
жизненностью, в которой заложено наше
глубинное здоровье и благополучие, - значит
открыть нашу наиболее глубокую
чувствительность, из которой возникают все
чувства и эмоции.
|
|